List of Sites

Second Girls Gymnasium

Second Girls Gymnasium

Nowadays:

Bashkir State University

By the early 20th century the only girls gymnasium of Ufa Governorate had been packed to capacity. That is why it was decided to reorganize the existing progymnaisum (i.e. a basic-level school) into the 2nd girls gymnasium. It was suggested to rent a house at the corner of Pushkinskaya and Gubernatorskaya (nowadays Sovetskaya) Streets. The conditions laid down by the owner, a famous financial speculator Nagaryov, though, made it impossible to rent the premises. At the same time state...
  • Audio story
  • How to visit?
      Address:
      19 Kommunisticheskaya Street
      Phone:
      +7 (347) 273-28-42
      Business hours:
      Mon-Fri 9.00a.m.-6.00p.m., Sat 10.00a.m.-2.00p.m.
      E-mail:
      frgf.dekanat@rambler.ru
      Public Transport Stop:
      Zentsova
  • History

      By the early 20th century the only girls gymnasium of Ufa Governorate had been packed to capacity. That is why it was decided to reorganize the existing progymnaisum (i.e. a basic-level school) into the 2nd girls gymnasium.

      It was suggested to rent a house at the corner of Pushkinskaya and Gubernatorskaya (nowadays Sovetskaya) Streets. The conditions laid down by the owner, a famous financial speculator Nagaryov, though, made it impossible to rent the premises.

      At the same time state councilor in deed A.D. Dashkov expressed a wish to sponsor the construction of an individual building for the 2nd girls gymnasium, and the gymnasium's Board of Trustees accepted his offer. Being financially unable to purchase land in the town center, Dashkov moved a motion to the city duma to request a free land plot for the gymnasium. According to the Board of Trustees a land plot on Nikolayevskaya Square at the corner of Bolshaya Uspenskaya (Kommunisticheskaya) and Vavilovskaya (Zentsova) Streets was the most suitable one for the purpose.

      Soon the city duma allocated the land to be used by the gymnasium free of charge. On June 6, 1904 the foundation stone of the building was laid.

      Certain architectural elements and even the inverted U-shape of the gymnasium building resembled the same of the Real School, which was constructed at the same time down the street. Thus, there is no doubt that the buildings were designed by the same architect. The gymnasium, though, does not look like a gothic castle. Instead it was designed fully symmetric, which was impossible to do with the Real School. Apart from the accentuated windows, the gymnasium was given a plain look featuring the so called brick style. It is very likely that the project was designed by P.P. Rudavsky, but, unfortunately, the exact name of the architect is unknown.

      After the death of A.D. Dashkov his heiress demanded to settle the debt commitment ahead of schedule. Through the interference of authoritative members of the Trustees Board G.V. Gutop, N.A. Pashkin, A.S. Manayev, S.P. Zaykov and A.F. Chizhov, the commitment was discharged and the question was set at rest.

      The new educational institution was named Empress Aleksndra Feodorovna Gymnasium. Maintenance costs were significant: every year the Board of Trustees, which was headed by A.I. Vernikovsky for a long time, paid 1,000 rubles through the donations of the above mentioned board members Manayev, Gutop, Zaykov and Chizhov. Substantial financial support was extended by the governorate and regional authorities (zemstvo assemblies).

      The 2nd Girls Gymnasium of Ufa admitted girls aged from 9 to 12. The latter learned the Russian language, literature, arithmetic, algebra, geometry, Scripture knowledge, history, geography, natural science, physics, modern foreign languages, drawing and needlework. Admission and promotion examinations were scheduled for August. The gymnasium had two headmasters: Mikhail Galanov (also headmaster of the Real School) since 1903, and Anna Novikova since May 13, 1905 until it was closed.

      In early 1918 the 2nd Girls Gymnasium was reorganized into the 4th Soviet School. In November 1919, though, the building was occupied by the hospital. It was not until March 1921 that the Governorate Public Education Panel requested the Governorate Executive Committee to vacate the building of the 2nd Girls Gymnasium because it was the most suitable one for the educational institution to be deployed in and the only building with the equipped physics classroom.

      Until 1937 the building was occupied by the Central Department of the Ufa Physics Institute headed by K.P. Krauze and remedial workers' school of the Public Education Institute. Just before the Great Patriotic War the building of the former 2nd Girls Gymnasium was given to Timiryazev Pedagogical Institute of Bashkortostan, which was transformed into the Bashkir State University in 1957. Nowadays the building is occupied by the Department of Romance and Germanic Philology of the Bashkir State University.

  • Photo
  • Show on map
      loading map...
6457
12
To top

Каталог объектов

Вторая женская гимназия

Вторая женская гимназия

В наше время:

Башкирский государственный университет

Единственная женская гимназия на всю Уфимскую губернию к началу ХХ века была переполнена. Поэтому было принято решение о преобразовании существующей прогимназии (т.е. начального учебного заведения) во 2-ю женскую гимназию. Помещение для новой гимназии предполагалось...
  • Аудио рассказ об объекте
  • Как посетить?
      Адрес:
      Коммунистическая улица, 19
      Телефон:
      +7 (347) 273-28-42
      Часы работы:
      Пн-Пт 9.00-18.00, Сб 10.00-14.00
      E-mail:
      frgf.dekanat@rambler.ru
      Проезд:
      до остановки «Зенцова»
  • История

      Единственная женская гимназия на всю Уфимскую губернию к началу ХХ века была переполнена. Поэтому было принято решение о преобразовании существующей прогимназии (т.е. начального учебного заведения) во 2-ю женскую гимназию.

      Помещение для новой гимназии предполагалось нанять в доме на углу Пушкинской и Губернаторской (ныне Советской), но хозяин, известный финансовый спекулянт Нагарёв, выдвинул такие условия, при выполнении которых наём помещения стал невозможным.

      Вследствие выраженного действительным статским советником А.Д. Дашковым желания субсидировать постройку собственного здания для 2-й женской гимназии, Попечительский совет гимназии принял его предложение. Не имея достаточных средств на приобретение земельного участка в центре города, Дашков обратился с ходатайством в городскую думу о бесплатном предоставлении для гимназии городского места. По заключению Попечительского совета самым подходящим для этого оказался участок земли на Николаевской площади на углу Большой Успенской (Коммунистической) и Вавиловской (Зенцова) улиц.

      Вскоре место это было предоставлено городской думой в бесплатное пользование гимназии на всё время её существования, торжественная закладка произошла 6 июня 1904 года.

      Здание построенной гимназии настолько явно повторяло не только отдельные элементы архитектурного оформления Реального училища, практически одновременно построенного чуть ниже по улице, но даже и план здания в виде изрядно приукрашенной буквы П – «Покоя», что сомнения в том, что это работа одного архитектора не возникает. Правда, зданию гимназии он уже не придал вид готического замка, зато спроектировал его полностью симметричным, что не удалось в случае с Реальным училищем. Выполнено здание гимназии предельно просто с использованием всё тех же приёмов так называемого кирпичного стиля, акцент сделан только на оформлении окон. К сожалению, имя автора проекта пока не удалось установить, но вероятнее всего им был П.П. Рудавский.

      После смерти А.Д. Дашкова, его наследница потребовала досрочно погасить долговое обязательство. Благодаря вмешательству авторитетных членов Попечительского совета гимназии Г.В. Гутопа, Н.А. Пашкина, А.С. Манаева С.П. Зайкова и А.Ф. Чижова обязательство было выкуплено и вопрос улажен.

      Новое учебное заведение назвали «гимназией имени государыни императрицы Александры Федоровны». Расходы по её содержанию были значительными, в счёт погашения долгов Попечительский совет, который долгое время возглавлял А.И. Верниковский, ежегодно вносил по 1000 рублей благодаря всё тем же своим членам - Манаеву, Гутопу, Зайкову и Чижову. Серьёзную материальную поддержку оказывали губернская и уездная земские управы.

      Принимались в Уфимскую 2-ю женскую гимназию девочки в возрасте 9-12 лет. Гимназистки изучали русский язык, словесность, арифметику, алгебру, геометрию, Закон Божий, историю, географию, естествознание, физику, новые иностранные языки, рисование, рукоделие. Приёмные и переводные экзамены проводились в августе. Директорами гимназии работали: Михаил Аркадьевич Галанов (по совместительству, будучи директором реального училища) – с 1903 г., Анна Яковлевна Новикова – с 13 мая 1905 г. и до закрытия гимназии.

      В начале 1918 года 2-я женская гимназия была преобразована в 4-ю советскую школу. Правда, в ноябре 1919 года здание было занято под госпиталь. Только в марте 1921 года Коллегия Губернского отдела народного образования решила просить Губисполком о срочном освобождении здания 2-й женской гимназии, указывая на то, что оно является единственным подходящим зданием, где имеются вполне оборудованный специально приспособленный физический кабинет, а также, что здание является наиболее подходящим для учебного заведения.

      До 1937 года в этом же здании располагалось возглавляемое К.П. Краузе Центральное отделение Уфимского физического института и Рабфак ИНО (Института народного образования). Перед Великой Отечественной войной здание бывшей 2-й женской гимназии было полностью передано Башкирскому педагогическому институту имени Тимирязева, который в 1957 году был преобразован в Башкирский государственный университет. Сейчас здание занимает факультет романо-германской филологии БГУ.

  • Фотографии
  • Показать на карте
      загрузка карты...
3762
10
Наверх