List of Sites

The Kochkins' Tenement Building

The Kochkins' Tenement Building

Nowadays:

Residential building with offices

In 1879 this land plot belonged to Feodor Kochkin. Back then it was Sennaya Street. When it was connected to Uspenskaya (Kladbishchenskaya) Street it was renamed into Bolshaya (meaning "big") Uspenskaya Street. Since 1918 it was called Yegora Sazonova Street, since late 1930s it was Stalina Street, since November 1961 it was called Kommunisticheskaya Street. The house numbers remained almost the same. Judging by the 1967 photo in the middle of the 19th century this quarter was occupied by...
  • Audio story
  • How to visit?
      Address:
      35 Kommunisticheskaya Street
      Public Transport Stop:
      Bashgosfilarmoniya
  • History

      In 1879 this land plot belonged to Feodor Kochkin. Back then it was Sennaya Street. When it was connected to Uspenskaya (Kladbishchenskaya) Street it was renamed into Bolshaya (meaning "big") Uspenskaya Street. Since 1918 it was called Yegora Sazonova Street, since late 1930s it was Stalina Street, since November 1961 it was called Kommunisticheskaya Street. The house numbers remained almost the same.

      Judging by the 1967 photo in the middle of the 19th century this quarter was occupied by one-storey buildings. By the end of the century the situation started changing. By 1910 there remained only one one-storey building at the intersection with Gogolevskaya Street. It belonged to O.A. Sidorov. Obviously, it was a residential building. All other houses between Gogolevskaya and Alexandrovskaya Streets were choke-full of trading companies. In 1911 the two adjacent stone houses Nos. 35 and 35/1, which belonged to Praskeva and Yevgeniya Kochkins (obviously, mother and daughter because the 1908 reference book mentions Praskeva Kochkina as the only owner) were occupied by the Kochkin's inn; Hygiene Drugstore; technical office and warehouse owned by Nikolay Konshin, an engineer; Smekhov's watch store and Severnyie Nomera Hotel. Judging by the photo, the Kochkins' houses were also used by Fishman's store (presumably male clothes), but there is no information about it in the reference books.

      In early 1910s the adjacent wooden two-storey house (now house No. 37a) owned by Yevdokiya Bobrova was occupied by Alexander Volkov's photographer's parlor. The next house No. 37, which also belonged to Bobrova, was obviously built in the early 20th century and was used by Kommercheskoye Podvorie Hotel. Besides Bobrova's house was also occupied by two cheap canteens: Varshavskaya and Kommercheskaya. The facades of the Kochkins' and Bobrova's houses were symmetric and before the construction of house No. 37 in the late 1930s both hoses looked so similar to each other that one could think that they belonged to one person. But it was not true. The rooms of the mentioned hotels (Severnyie Nomera and Kommercheskoye Podvorie) faced the cozy yard between the facades of houses Nos. 35/1 and 37. We can assume that these houses were designed by the one and the same architect, but until now there was found no evidence for it. The names of the architects are also unknown.

      On one of the old photos one can clearly see the construction date of the left Kochkins' house: 1906. Despite the fact that both parts of the building were built in the prosperous "brick style" of the early 20th century, these parts are far from being the same: the left part has a richer decoration. It features large keystones (imitation) on the windows of the second floor, posh attic contour and a graceful frieze between the floors. The only parapet column at the left, obviously, remained after the erection of the central part of the building featuring architectural details of the Russian Revival style (window of the second floor and the attic). The right part of the building (L-shaped, with a long yard façade) was obviously constructed later to become a tenement part of the building. Maybe it is for the sake of economy that the architect decided not to extend the decorations of the major façade and copied the planning of Bobrova's House with its Kommercheskoye Podvorie Hotel.

      In the middle of 1930s at the corner of Gogolya Street the land plot, which previously belonged to O. Sidorov, was used to build a five-storey house. Now it carries a memorial plaque, which says that a famous writer Sergey Dovlatov was born in this house. After that the appearance of the quarter almost never changed apart from major façade of house No. 37, which lost its initial decoration because of the 3rd floor added to the building.

  • Photo
  • Show on map
      loading map...
3735
5
To top

Каталог объектов

Доходный дом Кочкиных

Доходный дом Кочкиных

В наше время:

Жилой дом с административными помещениями

В 1879 году данный земельный участок принадлежал Фёдору Кочкину. Улица тогда называлась Сенной. После соединения с Успенской (Кладбищенской) она стала Большой Успенской, с 1918 г. носила имя Егора Сазонова, с конца 1930-х – Сталина, с ноября 1961 г. – Коммунистическая. Нумерация...
  • Аудио рассказ об объекте
  • Как посетить?
      Адрес:
      Коммунистическая улица, 35
      Проезд:
      до остановки «Башгосфилармония»
  • История

      В 1879 году данный земельный участок принадлежал Фёдору Кочкину. Улица тогда называлась Сенной. После соединения с Успенской (Кладбищенской) она стала Большой Успенской, с 1918 г. носила имя Егора Сазонова, с конца 1930-х – Сталина, с ноября 1961 г. – Коммунистическая. Нумерация домов с небольшими поправками сохранилась.

      В середине XIX века в этом квартале, как следует из фотоснимка 1867 года, стояли небольшие одноэтажные дома. Картина стала меняться к концу века, а к 1910-му году здесь оставался единственный одноэтажный дом – на углу с улицей Гоголевской. Он принадлежал О.А.Сидорову и, по-видимому, был только жилым. Зато все остальные дома между улицами Гоголевской и Александровской (Карла Маркса) в начале XX века были буквально усеяны различными торговыми заведениями. В 1911 г. в двух стоявших впритык друг к другу каменных домах под №35 и №35/1, принадлежавшим Параскеве Андреевне и Евгении Александровне Кочкиным (по всей видимости, матери и дочери, т.к. в справочнике 1908 года указана только одна владелица – П.А. Кочкина), располагались: постоялый двор Кочкина, аптекарский магазин «Гигиена», техническая контора и склад инженера Николая Коншина, магазин часов Смехова, а также «Северные номера». Судя по фотографии, был в домах Кочкиных и магазин Фишмана, предположительно мужской одежды, но в справочниках подтверждения этому факту не обнаружено.

      В рядом стоящем деревянном двухэтажном доме (ныне №37а), принадлежавшем Евдокии Васильевне Бобровой, в начале 1910-х гг. работало фотоателье Александра Кирилловича Волкова. В следующем, принадлежавшем Бобровой же доме №37, выстроенном вероятнее всего в первые годы ХХ века, располагались номера «Коммерческое подворье». Кроме того, в доме Бобровой работали две кухмистерские (недорогие столовые при гостинице) – «Варшавская» и «Коммерческая». Фасады домов Кочкиных и Бобровой были расположены симметрично и до перестройки дома №37 в конце 1930-х так походили друг на друга, что возникала мысль об одном их владельце, но это не так. В уютный двор между двумя вытянутыми боковыми фасадами домов № 35/1 и 37 смотрели жильцы указанных гостиниц (номеров) – «Северные номера» и «Коммерческое подворье». Можно даже предположить, что и архитектор у этих домов был один, но никакого подтверждения этому, как и имён архитекторов, на данный момент не обнаружено.

      На одной из старых фотографий хорошо видна дата постройки левого дома Кочкиных – 1906 год. Несмотря на то, что обе части здания выстроены в процветавшем в начале ХХ века в России «кирпичном стиле», они далеко не одинаковы: левая часть имеет значительно более богатый декор. Её выделяют большие замковые камни (имитация) на окнах второго этажа, шикарный аттик сложного абриса и изящный фриз между этажами. Стоящий слева один единственный парапетный столбик, возможно, остался после возведения части здания, позже ставшей центральной и отмеченной архитектурными деталями в псевдорусском стиле (окно второго этажа и аттик). Правая же часть здания (Г-образная, с длинным дворовым фасадом) строилась, скорее всего, позже и уже целенаправленно под постоялый двор. Возможно, именно с целью экономии архитектор не стал широко разрабатывать элементы украшения главного фасада и во многом скопировал планировку дома Бобровой с «Коммерческим подворьем».

      В середине 1930-х на углу с улицей Гоголя на земельном участке, некогда принадлежавшем О.А. Сидорову, был выстроен пятиэтажный дом специалистов, сейчас на нём висит мемориальная доска, напоминающая о том, что в 1941 году в этом доме родился известный писатель Сергей Довлатов. После этого внешний вид квартала почти не изменился, за исключением главного фасада дома № 37, который в связи с надстройкой 3-го этажа был значительно изменён с утратой первоначального декора.

  • Фотографии
  • Показать на карте
      загрузка карты...
4483
5
Наверх