List of Sites

Metropol Hotel

Metropol Hotel

Nowadays:

Ministry of Youth Policy and Sport of the Republic of Bashkortostan

One may find the construction date of this elegant building with two entrances in a local newspaper, Ufimsky Kray, dated 1899, which often printed an advertisement: "Ufa visitors are welcome to visit Bolshaya Sibirskaya hotel, which was opened on July 11, 1899". The hotel was put into the newly built house of Nogaryov along Tsentralnaya Street (currently 10 Lenina Street) near the Government Offices, gardens and theaters. The rooms cost from 1 ruble per day or more. Once upon a time the...
  • Audio story
  • How to visit?
      Address:
      10 Lenina Street
      Phone:
      +7 (347) 251-14-75
      Business hours:
      Mon-Fri 9.00a.m.-6.00p.m.
      E-mail:
      sportcomrb@mail.ru
      Public Transport Stop:
      Gostiny dvor, Dom aktera imeni Beder Yusupovoy, Sovetskaya ploshchad
  • History

      One may find the construction date of this elegant building with two entrances in a local newspaper, Ufimsky Kray, dated 1899, which often printed an advertisement: "Ufa visitors are welcome to visit Bolshaya Sibirskaya hotel, which was opened on July 11, 1899". The hotel was put into the newly built house of Nogaryov along Tsentralnaya Street (currently 10 Lenina Street) near the Government Offices, gardens and theaters. The rooms cost from 1 ruble per day or more. Once upon a time the two-storied brick building on Lenina Street was situated on the premises of a large mansion, which belonged to merchant Artemy Nogaryov, the owner of ironworks in the South Urals, and a moneylender.

      The hotel provided a model cuisine by a Moscow cook and a diverse price list of wines and dishes. The restaurant and all the rooms were lighted with electricity. The building was constructed in brick style, which was popular at the turn of the century. It belonged to Dmitry Klyauznikov, a famous Ufa merchant and a member of the town council, a restaurateur and theater owner. Unfortunately, the name of the architect of this wonderful brick building remained unknown.

      In 1904 Klyauznikov's hotel moved to a new house of Parshin in the same quarter at the corner of Aleksandrovskaya and Bolshaya Uspenskaya Streets (Karla Marksa and Kommunisticheskaya Streets). Currently it is an Officers' Club. After that Nogaryov's (Nagaryov's) mansion was occupied by Metropol Hotel.

      Nogaryov owned two more adjacent houses in the same quarter near the intersection of Tsentralnaya and Pushkinskaya Streets. Together with the arched gates at Gubernatorskaya (Sovetskaya) Street and a fence they completed a wonderful architectural ensemble. Nogaryov himself was a queerish person: he ususally put on "inherited from someone else" clothing, never donated alms, and sometimes broomed the street himself. At the same time he donated 6 thousand rubles for a bell of Elijah Church. The bell weighted 304 poods and 34 pounds (almost 5 tons!). It was almost the largest bell in the Governorate. Nogaryov lived near his mansion in a modest one-storey house made of stone and leased out his property.

      During the First World War the building was occupied by the Governorate Council. Situation with provant was tight, and the authorities responsible for corn storage did everything possible and impossible to supply army with foodstuffs. In March 1917 Metropol Hotel hosted the first legal meeting of Ufa Bolsheviks, which was commemorated with a memorial plaque at the façade wall. The same meeting elected the joint committee of the Russian Social Democratic Labour Party (RSDRP), which included both Bolsheviks and Mensheviks. Famous persons like I. Akhtyamov, A. Tsuryupa, A. Svidersky and others were among those Bolsheviks.

      Ufa Committee of RSDRP was a party center in Ufa. It occupied the hotel and in March 1917 it started publishing Vperyod! newspaper. A. Svedersky was chief editor of the newspaper. Until May 19, 1917 the editor office occupied 10 Lenina Street, then it moved to 1 Beketovskaya Street (now Mustai Karim Street). The hotel was also occupied by the Governorate Food Committee, headed by L. Tsuruypa. Its activity was covered in a specialized newspaper of the Food Committee. Ufa supplied corn to a large region from Arkhangelsk to Kaluga, Novgorod to Sormovo, Moscow, Petrograd and Vladimir.

      Besides, in April 1917 B. Nurimanov founded a Bashkir-Tatar group within the RSDRP Committee. It officially published Alga newspaper. Its major aim was stated in the very first issue of the nespaper dated August 4, 1917. It consisted in "inspiring the downtrodden, suppressed, rightless and abandoned people, prepare them to fight for their rights…"

      After the revolution Metropol building was occupied by various institutions, including a hospital for women. Today it is a Ministry of Youth Policy and Sport of Bashkortostan Republic.

  • Photo
  • Show on map
      loading map...
7741
8
To top

Каталог объектов

Гостиница «Метрополь»

Гостиница «Метрополь»

В наше время:

Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан

Дату постройки этого изящного здания с двумя парадными входами можно узнать из газеты «Уфимский край» за 1899 год, где довольно часто печаталось такое объявление: «Едущим в Уфу рекомендуется открытая с 11 июля 1899 года гостиница «Большая Сибирская», помещённая во вновь...
  • Аудио рассказ об объекте
  • Как посетить?
      Адрес:
      Ленина улица, 10
      Телефон:
      +7 (347) 251-14-75
      Часы работы:
      Пн-Пт 9.00-18.00
      E-mail:
      sportcomrb@mail.ru
      Проезд:
      до остановки «Гостиный двор», «Дом актера им. Б. Юсуповой», «Советская площадь»
  • История

      Дату постройки этого изящного здания с двумя парадными входами можно узнать из газеты «Уфимский край» за 1899 год, где довольно часто печаталось такое объявление: «Едущим в Уфу рекомендуется открытая с 11 июля 1899 года гостиница «Большая Сибирская», помещённая во вновь выстроенном роскошном доме Ногарёва по Центральной улице (ныне Ленина, 10) вблизи присутственных мест, садов и театров. Номера от 1 руб. в сутки и дороже. Двухэтажное кирпичное здание на улице Ленина когда-то стояло на большой усадьбе, принадлежавшей купцу Артемию Абрамовичу Ногарёву, владельцу чугунолитейных заводов на Южном Урале, а также ростовщику под залог недвижимых имуществ.

      Образцовая кухня под наблюдением московского повара. Разнообразный прейскурант винам и кушаньям. Ресторан и все номера освещаются электричеством». Выполненный в популярном на границе веков «кирпичном стиле» отель принадлежал известному уфимскому купцу и гласному городской думы, ресторатору и владельцу театра Дмитрию Егоровичу Кляузникову. К сожалению, имя архитектора этого прекрасного кирпичного здания не сохранилось.

      В 1904 году заведение Кляузникова переехало во вновь выстроенный дом Паршина на углу Александровской и Большой Успенской (Карла Маркса и Коммунистической) - нынешний Дом офицеров. И вот тогда то, в особняке Ногарёва (Нагарёва) стала располагаться гостиница под названием «Метрополь».

      Ногарёву принадлежали ещё два рядом стоящих дома в этом же квартале близ перекрёстка Центральной и Пушкинской. Вместе с арочными воротами со стороны Губернаторской (Советской) и оградой они составляли великолепный архитектурный ансамбль. Сам Ногарёв был личностью оригинальной - носил платье «с чужого плеча», нищим никогда не подавал, а иногда лично махал метлой на улице. И, вместе с тем; он пожертвовал 6 тысяч рублей на колокол для Ильинской церкви. Колокол, весивший 304 пуда 34 фунта (почти 5 тонн!), был едва ли не самым большим в губернии. Жил Ногарёв неподалёку в маленьком скромном одноэтажном домике, правда, каменном, а владения свои сдавал.

      В годы первой мировой войны в здании работали учреждения губернского земства. Поскольку в то время положение с продовольствием было очень тяжелым, уполномоченные по вопросу заготовки хлеба и их помощники делали все возможное и невозможное для снабжения армии. В марте 1917-го в здании гостиницы «Метрополь» прошло первое легальное собрание уфимских большевиков, о чём свидетельствует мемориальная доска на фасаде. Тогда же был избран комитет объединенной организации РСДРП, куда вошли и меньшевики и большевики. Среди большевиков были известные в Уфе личности, как И. А. Ахтямов, А.Д. Цюрупа, А. И. Свидерский и многие другие.

      Уфимский комитет РСДРП, играл роль партийного центра в Уфе, который расположился в гостинице и в марте 1917 года начал издавать легальную газету «Вперед!», главным редактором стал А. И. Свидерский. Редакция, а также контора газеты находились до девятнадцатого мая 1917 года на улице Ленина, 10, потом они переместились на улицу Бекетовскую, 1 (ныне Мустая Карима). Также, в гостинице помещался продовольственный губернский комитет, во главе которого также стоял Л. Д. Цюрупа. Работа освещалась на страницах «Известий продовольственного комитета». Уфа также снабжала хлебом большой регион от Архангельска до Калуги, от Новгорода до Сормова, Москву, Петроград, Владимир.

      Так же, в апреле 1917 года была создана по инициативе Б. Я. Нуриманова татаро-башкирская группа при комитете РСДРП. Она официально издавала газету «Алга», главная ее цель была напечатана в самом первом номере от четвертого августа 1917 года, заключалась именно в том, «чтобы пробудить забитый, угнетенный, бесправный и брошенный народ, подготовить его к борьбе для отстаивания своих прав и при этом сохранение всех завоеванных...».

      После революции в здании бывшей гостиницы «Метрополь» размещались различные учреждения, в то числе и гинекологическая больница. Сегодня его занимает Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан.

  • Фотографии
  • Показать на карте
      загрузка карты...
3915
6
Наверх