List of Sites

The Demidovs' House

The Demidovs' House

Nowadays:

Dwelling house

One of the three dynastic branches of the famous industrialists Demidovs concentrated their activity at the Southern Urals. In December 1771 Yevdokim Demidov started making arrangements for constructing a factory at the Kukhtur River (the Belaya River confluent). By October of the next year the factory with two blast furnaces was ready for commissioning. The industrialists gained permission for construction from Saint-Petersburg; further affairs were handled through local Ufa office. In 1754...
  • Audio story
  • How to visit?
      Address:
      57/1 Oktyabrskaya Revolyutsiya Street
      Public Transport Stop:
      Vorovskogo
  • History

      One of the three dynastic branches of the famous industrialists Demidovs concentrated their activity at the Southern Urals. In December 1771 Yevdokim Demidov started making arrangements for constructing a factory at the Kukhtur River (the Belaya River confluent). By October of the next year the factory with two blast furnaces was ready for commissioning.

      The industrialists gained permission for construction from Saint-Petersburg; further affairs were handled through local Ufa office. In 1754 the Orenburg Mining Authority was established in Ufa. It was responsible for examination of mines and locations for new factories, land division and allocation. For this reason many mining companies moved to Ufa. In 1770 Yevdokim Demidov built a stone house of his own on Kazanskaya Street. Throughout its history the house was modified. That is why now we need to be very cautious when speaking of the Baroque elements of this house, created by the unknown architect.

      Part of the house, including the office, was disposed by the owners. The other part was given to office clerks, managers and servants. Judging by the architecture and according to old people who remember the house, part of the house was used as warm stables and coachman room. The estate also had storehouses to keep iron ore and ironware; granaries; lodging for clerks and managers; warehouses for supplies, foodstuffs and other materials. The problem was that sometimes they did not have enough time to float all the ironware during the high tide of spring, and the caravan had to stay in Ufa for the whole winter. In this case they had to unload the ironware and store it in a safer place. It was a very difficult and dangerous thing to do; it required someone to take care of it. That is why in 1770 Yevdokim Demidov required his son Ivan to live in Ufa.

      Ivan Demidov stayed in Ufa unto his death and sometimes visited his factories. Major General M. Rebelinsky noted in his memoirs that famous military commander Suvorov stayed in Demidov's house in Ufa for five days.

      On July 18, 1822 in his letter to the Senate about the fire of 1821, Ivan Demidov mentioned that he has “exhausted” his capital to restore the burnt-out Kaginsky factory and to purchase bread for the peasants of Kaginsky and Uzyansky factories, because it was too expensive due to harvest failure.

      It is on record that Ivan Demidov donated golden casing for the iconostasis of Smolensky Cathedral (located at the current site of the Friendship Monument) and 700 logs to build Ufa Boys Gymnasium. It was he who built a cast iron bridge over the ravine and the dams near his house: from Bolshaya Kazanskaya Street to Bolshaya Uspenskaya Street, where Demidov's estate with a two-storey stone mill was situated (currently the intersection of Kommunisticheskaya and Vorovskogo Streets). Back then the part of current Salavat Yulayev prospekt from Oktyabrskoy Revolutsii to Kommunisticheskaya Streets was named Demidov pereulok.

      Ivan Demidov died in Ufa on November 12, 1823. The 1826 inventory of his immovable property in Ufa shows that at the intersection of Kommunisticheskaya and Vorovskogo Streets he had a house with four wings.

      After Ivan Demidov's death his debt amounted to 79,050 rubles. The Demidov's house was sealed, and for many years nobody lived in the house apart from the domestic servant who was sent here to look for the estate in Ufa. In 1836, though, Ufa Governor noticed something was wrong with Demidov's house and arranged investigation. For instance, according to the 1827 inventory there was a golden kettle in the house, which was substituted with a copper one etc. But for many years the house and property of the Demidovs' were not sold.

      In 1858 rich Belebey merchant Fyodor Sofronov (Safronov) bought from Demidov's heirs the stone house, stone mill and Demidov's site at the bank of the Belaya River near the Orenburg crossing.

  • Photo
  • Show on map
      loading map...
8345
10
To top

Каталог объектов

Дом Демидовых

Дом Демидовых

В наше время:

Жилой дом

Одна из трёх ветвей рода известных горнозаводчиков Демидовых полностью сосредоточила свою деятельность на Южном Урале. В декабре 1771 года Евдоким Никитич Демидов начал хлопотать о постройке завода на реке Кухтур, притоке Белой, а в октябре следующего года завод с двумя...
  • Аудио рассказ об объекте
  • Как посетить?
      Адрес:
      Октябрьской революции улица, 57/1
      Проезд:
      до остановки «Воровского»
  • История

      Одна из трёх ветвей рода известных горнозаводчиков Демидовых полностью сосредоточила свою деятельность на Южном Урале. В декабре 1771 года Евдоким Никитич Демидов начал хлопотать о постройке завода на реке Кухтур, притоке Белой, а в октябре следующего года завод с двумя доменными печами был готов к пуску.

      Горнозаводчики получали разрешение на строительство завода в Петербурге, а дальнейшие дела вели через Уфимскую провинциальную канцелярию. В Уфе в 1754 году было учреждено Оренбургское горное начальство, в обязанности которого входило обследование рудников и мест, выбранных для постройки новых заводов, размежевание и отвод земель. Многие горнозаводчики по этой причине поселились тогда в Уфе. Евдоким Демидов в 1770 году построил собственный каменный дом на улице Большой Казанской. До наших дней дом дошёл в перестроенном виде, поэтому сегодня осторожно можно говорить об элементах стиля барокко в творении неизвестного архитектора.

      Часть дома была господской, здесь же была контора, в другой части дома помещались конторщики, приказчики, прислуга и дворовые. Судя по архитектуре дома, а также по рассказам старожилов, часть дома занимали тёплая конюшня и кучерская. На усадьбе были также амбары для хранения железа и железных изделий, лабазы, жильё для приказчиков, конторщиков и различные склады для припасов, продовольствия и прочих материалов. Дело в том, что не всегда удавалось сплавить караван с железом по высокой воде за одну весну, иногда караваны зимовали в Уфе, тогда приходилось выгружать железо и перевозить с реки в более надежное место. Дело это было сложным и опасным, необходим был контроль, и в 1770 году Евдоким Демидов поселил в Уфе своего сына Ивана.

      И.Е. Демидов жил в Уфе постоянно до своей смерти, посещая по временам свои заводы. Генерал-майор М.М. Ребелинский оставил свои воспоминания, в которых, между прочим, отмечал, что в доме Демидовых в Уфе останавливался на пять дней знаменитый полководец Суворов.

      18 июля 1822 года, сообщая в Сенат о пожаре, случившемся в 1821 году, Иван Демидов писал, что весь свой капитал «истощил» на покупку подорожавшего из-за неурожая хлеба для крестьян Кагинского и Узянского заводов и на восстановление сгоревшего Кагинского завода.

      Известно, что Иван Демидов пожертвовал золотой оклад для иконостаса Смоленского собора (на месте современного монумента Дружбы) и 700 бревен на строительство Уфимской мужской гимназии. Он же построил чугунный мост через овраг и подходившие к нему дамбы на участке от улицы Большой Казанской до улицы Большой Успенской, где также была демидовская усадьба с каменной двухэтажной мельницей (ныне – на перекрестке улиц Коммунистической и Воровского). Тогда участок проспекта Салавата от улицы Октябрьской революции до Коммунистической назывался Демидовским переулком.

      Иван Евдокимович умер в Уфе 12 ноября 1823 года. По переписи недвижимого имущества в Уфе в 1826 году на его усадьбе на углу современных улиц Октябрьской революции и Воровского были дом и четыре флигеля.

      После И.Е. Демидова остались долги в сумме 79050 рублей. Дом Демидовых был опечатан, и в нём многие годы никто не жил, кроме служителя, присланного для присмотра за уфимским имением. Но в 1836 году, заметив беспорядки в демидовском доме, уфимский губернатор приказал произвести расследование. Например, по описи 1827 года числился золотой чайник, а в натуре он был заменён медным и т.д. Но ещё долгие годы дом и имущество Демидовых в Уфе не были проданы. В 1858 году богатый белебеевский купец Фёдор Семёнович Софронов (Сафронов) покупает у наследников угловой каменный дом, каменную мельницу и демидовское место на набережной реки Белой около Оренбургской переправы.

  • Фотографии
  • Показать на карте
      загрузка карты...
6461
10
Наверх