List of Sites

Platonov's House

Platonov's House

Nowadays:

Administration for the management of the justice of peace activities and registration of the legal acts of Bashkortostan Republic

Many believe that the date at the turrets of the Platonovs' House (nowadays it is used by the offices of the Ministry of Justice) shows the construction time. Well, first of all, if you look closely at the building, you realize that, though united by the tradition of the brick style, it is actually comprised of three different parts totally different in decorative bricklaying. Obviously, it had different architects, which remain unknown. Initially they erected the corner part and a wing along...
  • Audio story
  • How to visit?
      Address:
      38 Tsuryupy Street
      Phone:
      +7 (347) 272-81-15
      Business hours:
      Mon-Fri 9.00a.m.-6.00p.m.
      E-mail:
      umsrb@yandex.ru
      Public Transport Stop:
      Skver Mayakovskogo, Ministerstvo yustitsii RB
  • History

      Many believe that the date at the turrets of the Platonovs' House (nowadays it is used by the offices of the Ministry of Justice) shows the construction time. Well, first of all, if you look closely at the building, you realize that, though united by the tradition of the brick style, it is actually comprised of three different parts totally different in decorative bricklaying. Obviously, it had different architects, which remain unknown. Initially they erected the corner part and a wing along the Bolshaya Uspenskaya (Kommunisticheskaya) Street with tent-like turrets. According to the register of the Bashkir Ministry of Culture the construction of this part of the building started in 1904. A little later (before 1909) the building was supplemented with additional wings. The wing along the Telegrafnaya (Tsuryupy) Street was the first one. The Platonovs' Mansion was big enough to accommodate a confectionary. Ufa residents still remember this store at the corner. During the repairs they threw away a lot of pre-revolution trade-related documents from the attic.

      Rodion Platonov had a son, whereas his friend Mikhail Fyodorov, who lived on the same street, had a grown-up daughter. The young got acquainted and liked each other, so the parents decided to make a surprisingly rich wedding. Since Fyodorov's daughter was born in a rich family, she had dowry of respective amount: a carriage or even two were not enough to carry all of it. Besides, the plan was to make as many carriages as possible. It was decided that the carriages should leave the gates of Fyodorov's house one by one at intervals. We may only guess now what was there on the carriages. Maybe one of them carried a chest with dresses and hats, another carriage had featherbeds and pillows on it, a third one carried a sideboard for tableware, a forth had the tableware: samovar, dinner and tea sets, kettles, frying pans etc. It is interesting that the bride and groom's houses were situated on the same street within sight. So when the first carriage with dowry entered the gates of the room's house, other carriages were still leaving the bride's house.

      The wedding took place in the neighboring Dormitory Church. The road from the house of the groom's father to the church was covered with several rolls of fabric provided by Platonov, a generous merchant. So the young marrieds walked to the church on a peculiar carpet strip of almost two hundred meters.

      Rodion Platonov traded tea, coffee, sugar, grocery and confectionary goods. He was involved in charitable activity and was a member of the Trustee board for prisons and one of the directors of the orphanages of the Governorate Trusteeship for Orphanages.

      As for the bride's dowry, Platonov was careful enough to provide a newly built wing of the house to store the fortune and for the new family to live in. This wing also features the brick style. Yet, it is very distinctive anyway. Comparing to the major building, its windows (five per each floor) turned up to be lifted up.

      Another thing which reminds us about the wedding is the weathercock on the house showing the year 1906, when the crowd cheered the carriages full of dowry moving along the Telegrafnaya Street.

  • Photo
  • Show on map
      loading map...
6764
14
To top

Каталог объектов

Дом жилой Платонова

Дом жилой Платонова

В наше время:

Управление по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов Республики Башкортостан

Многие уверены, что год, указанный на башенках дома Платоновых, в котором ныне размещаются учреждения Минюста, является годом постройки самого здания. Но, во-первых, если присмотреться, само вроде бы единое и сложенное в традициях «кирпичного стиля» здание состоит из трёх...
  • Аудио рассказ об объекте
  • Как посетить?
      Адрес:
      Цюрупы улица, 38
      Телефон:
      +7 (347) 272-81-15
      Часы работы:
      Пн-Пт 9.00-18.00
      E-mail:
      umsrb@yandex.ru
      Проезд:
      до остановок «Сквер Маяковского», «Министерство юстиции РБ»
  • История

      Многие уверены, что год, указанный на башенках дома Платоновых, в котором ныне размещаются учреждения Минюста, является годом постройки самого здания. Но, во-первых, если присмотреться, само вроде бы единое и сложенное в традициях «кирпичного стиля» здание состоит из трёх совершенно разных объёмов, отличающихся по декоративным приёмам кладки облицовочного кирпича. Возможно, что и архитекторы были разные. К сожалению, их имена не сохранились. Первоначально была возведена нынешняя угловая часть и крыло по улице Большой Успенской (Коммунистической) - на них-то и находятся башенки-шатры. По данным реестра министерства культуры РБ датой начала постройки этой части здания числится 1904 год. Чуть позже и не позднее 1909 года к зданию были сделаны пристрои. Первым был сделан пристрой по улице Телеграфной (Цюрупы), а потом и второй. В огромном особняке Платоновых нашлось место для конфектно-пряничной фабрики (прежде вместо «конфета» говорили «конфекта»). Уфимцы ещё помнят зал магазина, в который заходили с угла здания, а когда делали ремонт, с чердака выбросили много дореволюционных торговых документов.

      У Родиона Петровича Платонова был сын Николай, а у его приятеля с той же улицы Телеграфной, Михаила Григорьевича Фёдорова, была взрослая дочь – невеста. Каким-то образом молодые люди познакомились, понравились друг другу (возможно, и сваты помогли), и решили родители молодых сыграть свадьбу. Да не простую, а такую, чтобы всех удивить. Так как дочь М.Г. Фёдорова была не из обеспеченной семьи, то и приданое у неё было соответствующее – на одну телегу не поместится, на две – тоже. Да и сама задумка требовала, чтобы телег с приданым было как можно больше. Подводы было решено отправлять не все вместе, подряд, а выпускать их из ворот дома Фёдорова постепенно, с интервалами. Сейчас можно только догадываться, что везли на этих подводах, – возможно, на одной из них был сундук с нарядами и шляпками, на другой – перины и подушки, на третьей – буфет для посуды, на четвёртой – сама посуда: самовар, столовый и чайный сервизы, чугунки, сковородки и т.п. Главным было другое. Так как дома жениха и невесты располагались на одной улице в пределах видимости, то в результате получился удивительный эффект: когда первая подвода с приданым уже въезжала в ворота дома жениха, из ворот дома невесты продолжали выезжать другие подводы.

      Венчание происходило в расположенной неподалёку Успенской церкви. Когда молодые вышли из дома отца жениха и направились в сторону церкви, то специально для них было расстелено несколько рулонов ткани, которой не пожалела для такого случая широкая натура купца. Так что весь путь от дома до церкви, а это около двухсот метров, жених и невеста шли по своеобразной ковровой дорожке.

      Родион Петрович Платонов торговал чаем, кофе, сахаром, бакалейными и кондитерскими товарами. Он занимался благотворительностью и являлся членом комитета Попечительного общества о тюрьмах, а также одним из директоров приютов Губернского попечительства о детских приютах.

      Что же касается приданого невесты, которое везли на нескольких подводах, то о достойном его размещении Платонов в своё время побеспокоился: вскоре после свадьбы Родион Петрович возвёл вплотную к своему дому вверх по улице Телеграфной (Цюрупы) дополнительный пристрой для новой семьи. Пристрой этот в два этажа, как и сам дом, хоть и выполнен в том же кирпичном стиле, но всё равно хорошо заметен – его окна в количестве пяти штук на каждом этаже оказались смещены вверх относительно основного здания.

      А о давней свадьбе напоминает ещё и флюгер на доме Платонова – на нём указан год, когда под одобрительные возгласы жителей Уфы по Телеграфной шли подводы с приданым, – 1906-й.

  • Фотографии
  • Показать на карте
      загрузка карты...
7446
14
Наверх