List of Sites

Poletayev's Hotel

Poletayev's Hotel

Nowadays:

Ufa Eye Research Institute of Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan

The story of Pushkina Street is interesting. Initially it was called Golubinaya settlement (sloboda). It started from Malaya Ilyinskaya (now Vorovskogo) Street and finished at the current Lenina Street. It was founded by Golubin, a settler from Chelyabinsk. Later according to 1819 plan the boundaries of the streets were expanded. The continuation of Golubinaya Street from Aleksandrovskaya Street (now Karla Marksa Street) was named Bolshaya Vavilonskaya Street. Then it was renamed into Pochtovaya...
  • Audio story
  • How to visit?
      Address:
      92 Pushkin Street
      Phone:
      +7 (347) 273-30-57
      Business hours:
      Mon-Fri 8.30a.m.-5.30p.m.
      E-mail:
      eye@anrb.ru
      Public Transport Stop:
      Dom aktera imeni B. Yusupovoi
  • History

      The story of Pushkina Street is interesting. Initially it was called Golubinaya settlement (sloboda). It started from Malaya Ilyinskaya (now Vorovskogo) Street and finished at the current Lenina Street. It was founded by Golubin, a settler from Chelyabinsk. Later according to 1819 plan the boundaries of the streets were expanded. The continuation of Golubinaya Street from Aleksandrovskaya Street (now Karla Marksa Street) was named Bolshaya Vavilonskaya Street. Then it was renamed into Pochtovaya (Post Office) Street because the only post office in the city was situated on this street. Upon the suggestion of famous regional ethnographer N. Gurvich and by the Decision of Ufa State Duma dd. November 30, 1889 Golubinaya and Pochtovaya Streets were jointly named Pushkinskaya Street to celebrate the 90th anniversary of the great Russian poet.

      Building 90 along the Pushkina Street was occupied by Poletayev’s Hotel. Now it is used by the Ufa Eye Research Institute. The hotel was built through the donations of I. Bazilevsky in the center of old Ufa to become one of the most respectable hotels of the city. The hotel rooms had rich furniture, light fittings and glazed tile stoves. It was intended for wealthy clients, who highly esteemed rich interior of the hotel, its disciplined servants and excellent cuisine.

      From the architectural point of view the building was unusual. The front gate and parapet, which amazed Ufa citizens with its beauty, lightness and wonderful floral ornament, have vanished forever. But even today there are things to admire. The symmetric building astonishes with fanciful decorations and diversity of architectural components. At the same time graceful columns and the whole outline of the building, so articulate and clear, overcomes the abundance of architectural additions, creates a holistic and integrated architectural ensemble.

      According to Ufa ethnographer G. Pavlyuchenkov in winter of 1900 V. Lenin and N. Krupskaya spent several days here. They came here along the Siberia road on Sunday, February 6, 1900, but Nadezhda Krupskaya checked in at the Ufa police department on Monday, so they managed to escape police control for some time. N. Krupskaya was supposed to spend the remaining part of the exile in Ufa. In the first evening V. Lenin met Ufa social democrats in the flats of V. Krokhmal and K. Aptekman. He familiarized A. Svidersky, A. Tsuryupy, K. Gazenbush, O. Chachina, O Varentsova, A. Petrenko and others with the plan to establish a Marxist party and all-Russian newspaper Iskra. That’s how he looked back then: "… a young man of 30 years old, balding. Plainly dressed… He put off his coat in the lobby and entered the room in short grey jacket, waistcoat and trousers. The shirt with turndown shantung collar had a black silk tie". He made a good impression upon the Ufa social democrats. The house reminds Ufa citizens about this event too.

  • Photo
  • Show on map
      loading map...
6267
7
To top

Каталог объектов

Гостиница Полетаева

Гостиница Полетаева

В наше время:

Уфимский научно-исследовательский институт глазных болезней Академии наук Республики Башкортостан

Интересна история возникновения улицы Пушкина. Сначала она называлась Голубиной слободкой и начиналась от улицы Малой Ильинской (теперь Воровского), а заканчивалась нынешней улицей Ленина. Основал ее переселенец из Челябинска Голубин (ударение на втором слоге). Затем по...
  • Аудио рассказ об объекте
  • Как посетить?
      Адрес:
      Пушкина улица, 92
      Телефон:
      +7 (347) 273-30-57
      Часы работы:
      Пн-Пт 8.30-17.30
      E-mail:
      eye@anrb.ru
      Проезд:
      до остановки «Дом актера им. Б. Юсуповой»
  • История

      Интересна история возникновения улицы Пушкина. Сначала она называлась Голубиной слободкой и начиналась от улицы Малой Ильинской (теперь Воровского), а заканчивалась нынешней улицей Ленина. Основал ее переселенец из Челябинска Голубин (ударение на втором слоге). Затем по плану 1819 года границы улицы расширились, продолжение Голубиной от улицы Александровской (ныне Карла Маркса) назвали Большой Вавиловской, а позже она стала называться Почтовой, так как на ней стояла единственная в городе почтовая станция. Решением Уфимской городской думы от 30 ноября 1889 года по предложению известного краеведа Н.А. Гурвича Голубиную и Почтовую улицы, соединенные вместе, назвали Пушкинской в честь 90-летия со дня рождения великого русского поэта.

      В здании на улице Пушкина, 90 находилась гостиница Полетаева, теперь здесь располагается Уфимский институт глазных болезней. Построена она была на деньги И.Ф.Базилевского в центре старой Уфы и славилась как одна из самых респектабельных гостиниц города. Номера гостиницы Полетаева отличались мебельным убранством, осветительной арматурой, изразцовыми печами. В них останавливались состоятельные клиенты, которые отдавали должное богатому внутреннему убранству гостиницы, ее вышколенной прислуге, отличной кухне.

      В архитектурном отношении здание было необычным. Теперь исчезли безвозвратно парадные ворота и парапетная решетка, окружавшая когда-то гостиницу и поражавшая уфимцев своей красотой, воздушностью, великолепным растительным орнаментом. Но и сегодня здесь есть чем полюбоваться. Выстроенное по ассиметричному плану сооружение поражает прихотливыми украшениями, разнообразием архитектурных компонентов. В тоже время стройные колонны, весь силуэт здания – отчетливый и ясный, перекрывает обилие архитектурных дополнений, создает целостный, единый архитектурный ансамбль.

      По мнению уфимского краеведа Г.Ф. Павлюченкова, именно здесь зимой 1900 года останавливались В.И. Ленин и Н.К. Крупская и провели несколько дней. Прибыли они в город по дороге из Сибири в воскресенье, 6 февраля 1900 года, а отметилась Надежда Константиновна в Уфимском полицейском управлении в понедельник, так что они сумели на время вырваться из-под жандармского наблюдения. В Уфе Н.К. Крупской предстояло отбывать оставшийся срок ссылки. В первый вечер В.И. Ленин встретился с уфимскими социал-демократами на квартире у В.Н. Крохмаля, затем на квартире у О.В. Аптекмана. Он ознакомил А.И. Свидерского, А.Д. Цюрупу, К.К. Газенбуша, О.И. Чачину, О.А.Варенцову, А.И. Петренко и других с планом создания марксистской партии и общероссийской газеты «Искра». Вот каким был тогда В.И. Ульянов – «...молодой человек, лет 30 на вид, хотя и с большой лысиной. Он был одет весьма просто... Сбросив в передней пальто, он вошел в комнату в сером коротком пиджаке, жилете и таких же брюках. Рубаха с отложным чесучевым воротником была повязана черным шелковым галстуком». Впечатление на уфимских социал-демократов он произвел благоприятное. Дом напоминает жителям города Уфы и об этом событии.

  • Фотографии
  • Показать на карте
      загрузка карты...
3248
7
Наверх