List of Sites

Council of Ministers of the Bashkir Autonomous SSR

Council of Ministers of the Bashkir Autonomous SSR

Nowadays:

Office block

When in June 1922 Ufa was chosen the capital of the Republic of Bashkortostan all the administrative bodies were located in the building of the former Peasant's Land Bank (now the building of the National Museum of Bashkortostan Republic). By early 1930s industrial giants of machine engineering and oil processing, light, food and forest processing industries had been concentrated in Ufa. The administration was growing larger, and the small building did not have enough space for the Council of...
  • Audio story
  • How to visit?
      Address:
      106 Pushkin Street
      Public Transport Stop:
      Sovetskaya ploshchad
  • History

      When in June 1922 Ufa was chosen the capital of the Republic of Bashkortostan all the administrative bodies were located in the building of the former Peasant's Land Bank (now the building of the National Museum of Bashkortostan Republic). By early 1930s industrial giants of machine engineering and oil processing, light, food and forest processing industries had been concentrated in Ufa. The administration was growing larger, and the small building did not have enough space for the Council of People's Commissariat (CPC), and the All-Union Communist Party of Bolsheviks, and Bashkir Central Executive Committee. A tender was announced for making a project of the Government House.

      The project suggested by Nikolay Lermontov contained the traits of a large-scale building: it was suggested that the facades of the House should retreat from the building lines of Sovetskaya and Pushkinskaya Streets. Admirer of classical architectural traditions, Lermontov, nevertheless, suggested that the building should be constructed in the constructivism style. In 1932, though, the party agencies instructed all the architects of the country that monumentality and extensive decorations must become the characteristics of all new buildings. Lermontov's idea, thus, was not supported.

      The management of the Bashkir Autonomous SSR addressed one of the designing companies of the capital, and a group of architects headed by Nikolay Zarubin started designing the government house. By that time Zarubin had become the author of the Communication House (Ufa Post Office).

      The construction of the House started in July 1934, the same year the foundation of the building was prepared. The walls were constructed in 1935, whereas the finishing of floors, roof and plasterwork was completed by the end of 1936. The commissioning of the building was impeded because of the construction of the canteen and reception hall above it. Architect Zarubin controlled the construction progress in person, and he came to Ufa twice.

      The building of the Government House is perceived as a monumental one. The architect had a fresh perception of details. Finishing materials were the best of the kind. All window frames were made of oak. Detailed facades of the building allow referring the building to postconstructivism.

      The rhythm of the elongated facades is due to the big and almost square window openings, accentuated with wide architraves. Tribunes were the major element giving the building its solemn look: since 1938 demonstrations have been parading in front of the tribunes.

      In November 1937 during the acceptance of the Government House it was suggested to decorate it with sculptures. But it was not until summer 1952 during the formation of the architectural complex of Sovetskaya Square and demolition of houses along the odd-numbered side of Pushkina Street that the Council of Ministers of the Bashkir Autonomous SSR discussed photos of the sculptures made by young sculptor D. Fuzeev as a diploma project. The sculptor was given an individual order, but in several years the "campaign against excessiveness" cancelled these plans.

      In 2008 the tribunes were demolished. The view of the building suffered a lot because of that: the wide staircase up to the main entrance is perceived as something giant and foreign. Currently the building is occupied by various executive agencies of Bashkortostan Republic.

  • Photo
  • Show on map
      loading map...
3615
4
To top

Каталог объектов

Совет министров БАССР

Совет министров БАССР

В наше время:

Административное здание

В первые годы после того, как в июне 1922 года Уфа стала столицей Башкирской республики, все руководящие органы её были размещены в здании бывшего крестьянского поземельного банка (ныне здание Национального музея Республики Башкортостан). К началу 1930-х годов в Уфе...
  • Аудио рассказ об объекте
  • Как посетить?
      Адрес:
      Пушкина улица, 106
      Проезд:
      до остановки «Советская площадь»
  • История

      В первые годы после того, как в июне 1922 года Уфа стала столицей Башкирской республики, все руководящие органы её были размещены в здании бывшего крестьянского поземельного банка (ныне здание Национального музея Республики Башкортостан). К началу 1930-х годов в Уфе концентрируются индустриальные гиганты машиностроения и нефтепереработки, предприятия легкой, пищевой и лесоперерабатывающей промышленности. Управленческий аппарат рос, и в небольшом здании, где помимо Совета народных комиссаров (СНК) размещались также органы ВКП(Б) и БашЦИК, вскоре стало тесно. Был объявлен конкурс на проектирование Дома правительства.

      В проекте, представленном архитектором Николаем Лермонтовым, были заложены композиционные основы для возведения масштабного здания: фасады Дома правительства было предложено расположить с некоторым отступом от красных линий двух улиц – Советской и Пушкина. Приверженец классических архитектурных традиций Лермонтов в этом проекте предложил строить здание в стиле конструктивизма. Однако, в 1932 году партийными инстанциями было предписано архитекторам всей страны перестроить художественную направленность своих работ – основной тенденцией в эстетическом оформлении новых зданий должна была стать монументальность и пышная декоративность, и идея Лермонтова одобрения не получила.

      Руководство Башкирской АССР обратилось за помощью в проектировании и возведении Дома правительства в одну из архитектурно-планировочных мастерских столицы, где к разработке проекта Дома правительства приступила бригада архитекторов под руководством Николая Сергеевича Зарубина, автора проекта уже выстроенного к тому времени Дома связи (уфимского почтамта).

      Строительство Дома правительства началось в июле 1934 года. В этом же году закончили фундамент здания, стены выложили в 1935 году, устройство перекрытий, кровли, штукатурные работы по фасаду завершились к концу 1936 года. Приём здания в эксплуатацию задержало устройство столовой и расположенного над ней зала для торжественных мероприятий. Архитектор Зарубин лично контролировал ход строительства, дважды приезжал в Уфу.

      Здание Дома правительства воспринимается как подчеркнуто монументальное сооружение. Его отличает свежесть в трактовке деталей и применение улучшенных материалов в отделке, все оконные рамы, например, были изготовлены из дуба. Строго прорисованные фасады здания с определенной объективностью можно отнести на счёт стиля, трактуемого как «постконструктивизм».

      Ритм протяжённым поверхностям фасадов задают большие, почти квадратные проемы окон – они акцентированы широкими наличниками. Главным элементом, придающим торжественность парадному фасаду здания, оказались трибуны: начиная с 1938 года перед ними в праздничные дни проходили участники демонстраций.

      В ноябре 1937 года при приёмке Дома правительства было предложено украсить его скульптурами, но лишь летом 1952 года, при начале формирования архитектурного комплекса Советской площади и сносе домов по нечётной стороне улицы Пушкина, Совет Министров Башкирской АССР обсудил фотоснимки скульптур, выполненных в качестве дипломной работы молодым скульптором Д. Фузеевым. Ему рекомендовали осуществить выполнение индивидуального заказа, но через несколько лет кампания «борьбы с излишествами» похоронила эти планы.

      В 2008 году торжественные трибуны были снесены, в результате чего во многом пострадал общий вид здания: широкая лестница, ведущая к главному входу, с восточной стала восприниматься как нечто гигантское и чужеродное. Ныне здание занимают различные органы исполнительной власти Республики Башкортостан.

  • Фотографии
  • Показать на карте
      загрузка карты...
5041
5
Наверх