List of Sites

Pioneers Palace

Pioneers Palace

Nowadays:

V. Komarov Palace of Children's Creativity

In the USSR the amount of identical buildings named Pioneers Palace was at least ten (Novomoskovsk, Ryazan, Kazan, Tyumen, Bryansk, Ufa etc), but it turns out that there is an uncertainty about the architect's name: in Bashkortostan capital the authorship of the wonderful project is given to V. Kondrashov and A. Khromov; in Ryazan the project is believed to be made by I. Antipov. In Ufa the building was constructed according to the project prepared by Ryazan architects. Thus, it may be assumed...
  • Audio story
  • How to visit?
      Address:
      69 Mustaia Karima Street
      Phone:
      +7 (347) 272-38-45
      Business hours:
      Mon-Fri 9.00a.m.-6.00p.m.
      Public Transport Stop:
      Aviatekhnikum, Bank Uralsib, Karla Marksa, Revolyutsionnaya
  • History

      In the USSR the amount of identical buildings named Pioneers Palace was at least ten (Novomoskovsk, Ryazan, Kazan, Tyumen, Bryansk, Ufa etc), but it turns out that there is an uncertainty about the architect's name: in Bashkortostan capital the authorship of the wonderful project is given to V. Kondrashov and A. Khromov; in Ryazan the project is believed to be made by I. Antipov. In Ufa the building was constructed according to the project prepared by Ryazan architects. Thus, it may be assumed that it is I. Antipov who is the author of the project. It is interesting that the earlier buildings in Ryazan and Kazan are different from the other Palaces in that they have only a tall rotunda tower above the central part, whereas the building in Novomoskovsk was, obviously, constructed even earlier: it features arched windows of the second floor.

      The Pioneers Houses were intended to be the centers of recreation and creativity of school children. They were opened in many cities. Leningrad was the first to open a Pioneers House in former Anichkov Palace. In Ufa in 1930s Pioneers House was located in the building of the former Commercial School, which was constructed in 1910-12. The same building was used by the Youth Theater and a Radio Committee. In October 1941 the building was given to the Executive Committee of Communist International evacuated from Moscow. After the dissolution of Communist International in 1943 the building was given to the aviation institute from Rybinsk.

      On July 3, 1954 the Minister of Education of RSFSR academician I. Kairov signed an order "On confirming the project specification for the construction of Pioneers House in Ufa". In May 1956 the Republican government finally decided to build a Pioneers House on the site of the John the Forerunner Church, which was demolished in 1930s. Before the construction was finished the Executive Committee of Ufa City Council suggested renaming Ufa City Pioneers House into the Pioneers Palace. The respective application was sent by the chairman of the Executive Committee of Ufa City Council P. Popkov to the Minister of Education of RSFSR.

      The building with the usable floor area of almost 5 thousand square meters was designed to have an audience hall for 500 persons and a lecture hall for 100 persons, as well as sports, dancing and reading halls. Besides, it was designed to incorporate a methodological room, fairy-tales rooms, winter garden, shooting range, 23 working rooms, three workshops and other auxiliary facilities.

      On August 30, 1958 the Pioneers Palace was opened. The building was erected near the I. Yakutov Children's Park. The major façade of the Ufa Pioneers Palace addresses Revolyutsionnaya Street. In a way the building ends M. Karima Street (previously Sotsialisticheskaya Street). Even now when the city center is so developed, the building retains its individuality and expressiveness. Multi-storey residential buildings and the major office of UralSib Bank have been constructed near the Pioneers Palace. Nevertheless, the elongated façade of the Palace is still the compositional basis of the whole quarter.

      The building looks solemn because of its central avant-corps, which is extended from the façade. It is decorated with six columns featuring Corinthian capitals. Side columns come in couples. Behind the columns one may see three large arched windows of the second floor; the windows are arranged as an additional emphasis over the entrance doors. The clear rhythm of alternating windows represents a prominent decoration element. Every second window is decorated with a dripstone. Avant-corpses of both sides are topped with frontispieces.

      Little has changed in the functional purpose of the building. It has enough rooms to accommodate clubs and studios for school children, a sports hall and audience hall used for concerts and plays of children's amateur groups. The institution changed its name, though. Now it is an Ufa Palace of Children's Creativity named after pilot-cosmonaut Vladimir Komarov.

  • Photo
  • Show on map
      loading map...
8629
6
To top

Каталог объектов

Дворец пионеров

Дворец пионеров

В наше время:

Дворец детского творчества им. В.М. Комарова

Количество практически одинаковых зданий под названием «Дворец пионеров» по СССР было, по-видимому, не меньше десяти (Новомосковск, Рязань, Казань, Тюмень, Брянск, Уфа и другие), но получилось так, что имя автора великолепного проекта Дворца пионеров в Уфе так и не было...
  • Аудио рассказ об объекте
  • Как посетить?
      Адрес:
      Мустая Карима улица, 69
      Телефон:
      +7 (347) 272-38-45
      Часы работы:
      Пн-Пт 9.00-18.00
      Проезд:
      до остановки «Авиатехникум», «Банк Уралсиб», «Карла Маркса», «Революционная»
  • История

      Количество практически одинаковых зданий под названием «Дворец пионеров» по СССР было, по-видимому, не меньше десяти (Новомосковск, Рязань, Казань, Тюмень, Брянск, Уфа и другие), но получилось так, что имя автора великолепного проекта Дворца пионеров в Уфе так и не было озвучено: в столице Башкортостана в качестве автора называют фамилию В.А. Кондрашкова и А. Хромова, в Рязани – И.П. Антипова. В Уфе здание возводилось по повторному проекту, разработанному архитекторами Рязанского облпроекта, так что можно предположить, что автором проекта является именно И.П. Антипов. Что интересно, более ранние рязанский и казанский вариант отличаются от прочих лишь наличием высокой башенки-ротонды над центральной частью здания, а вот здание в Новомосковске, скорее всего, было выстроено ещё раньше – у него имеются арочные окна второго этажа.

      Дома пионеров как центры отдыха и творчества детей школьного возраста начали открывать во многих городах страны вслед за Ленинградом, где детям отдали бывший Аничков дворец. В Уфе в 1930-е годы под Дом пионеров использовали здание бывшего Коммерческого училища, выстроенного в 1910 – 1912 гг. В том же здании работали Театр юного зрителя и радиокомитет, а в октябре 1941 года там разместили эвакуированный из Москвы Исполком Коминтерна. После роспуска Коминтерна в 1943 году, здание предоставили эвакуированному из Рыбинска авиационному институту.

      3 июля 1954 года министр просвещения РСФСР академик И. Каиров подписал приказ «Об утверждении проектного задания на строительство Дома пионеров в г. Уфе». Только в мае 1956 года правительство республики наконец-то приняло решение построить Дом пионеров на месте снесённой в 1930-е годы Иоанно-Предтеченской церкви. Сооружение нового здания ещё не было завершено, а Исполнительный комитет Уфимского городского совета предложил переименовать Уфимский городской Дом пионеров в Дворец пионеров, с соответствующим обращением к министру просвещения РСФСР обратился председатель исполкома Уфимского городского совета П. Попков.

      В здании с полезной площадью почти 5 тысяч кв. метров был предусмотрен зрительный зал на 500 человек, лекционный – на 100 человек, а также спортивный, танцевальный и читальный. Были отведены места для методического кабинета, комнаты сказок, зимнего сада, тира, 23 различных рабочих кабинетов, трёх мастерских и других вспомогательных помещений.

      30 августа 1958 года состоялось торжественное открытие Дворца пионеров. Здание возводилось на территории, пограничной с Детским парком имени И. Якутова. Своим главным фасадом Уфимский дворец пионеров обращён к улице Революционной, здание как бы замыкает собой ул. М. Карима (ранее – Социалистическая). Даже в современных условиях интенсивной застройки городского центра двухэтажное здание сохраняет свою индивидуальность и выразительность. Рядом с Домом пионеров вырастают корпуса многоэтажных жилых домов, в непосредственной близости выстроен главный корпус банка УралСиб. Однако протяженный фасад Дворца пионеров остается притягательной композиционной основой целого квартала.

      Торжественность зданию придаёт центральный ризалит, выдвинутый на значительное удаление от фасада. Он украшен шестью колоннами с коринфскими капителями, боковые колонны устроены попарно. Стройная колоннада не закрывает арочные проёмы трёх больших окон второго этажа, они устроены как дополнительный акцент над входными дверями. Чёткий ритм чередующихся по фасаду окон, из которых каждое второе украшено сандриком, – заметный элемент декоративной выразительности. Боковые ризалиты увенчаны фронтонами.

      К сегодняшнему дню мало что изменилось в функциональном предназначении здания. В нём достаточно помещений для кружковых и студийных занятий детворы в процессе внешкольного обучения, спортивный зал и зрительный зал, в котором устраиваются концерты, спектакли детских самодеятельных коллективов. Учреждение изменило лишь своё название – оно именуется Уфимским дворцом детского творчества имени лётчика-космонавта Владимира Комарова.

  • Фотографии
  • Показать на карте
      загрузка карты...
5746
5
Наверх